История

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО ТРЕСТУ «ДАЛЬМОРГИДРОСТРОЙ»

СОЗДАНИЕ ТРЕСТА «ДАЛЬМОРГИДРОСТРОЙ»

И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

С 1 октября 1938 года портпункт «Находка» является самостоятельной единицей, входящей в систему управления Госморпароходства, подчиняющейся отделу портов при Дальневосточном пароходстве. Владивосток постепенно превращается в крупнейшую военно-морскую базу на Дальнем Востоке. Присутствие иностранных торговых судов в перспективе становилось нежелательным из-за вопросов безопасности. Строительство торгового порта в Находке позволило бы решить эту проблему. Кроме этого размеры и место расположения бухты Находка были удобны для создания в перспективе центра Рыбной промышленности, включавшего в себя Рыбный порт и базу добывающего флота с ремонтными мастерскими.

В апреле 1939 года секретарь ЦК ВКП(б) А.Жданов прибыл в бухту Находка на эсминце «Войков» в сопровождении заместителя наркома военно-морских сил Н.Г.Кузнецова, командующего ТОФ И.С.Юмашева, первого секретаря Приморского крайкома ВКП(б) Н.М.Пегова. Осмотр побережья произвел на него самое благоприятное впечатление, и вскоре, 7 октября 1939 года, последовало постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР № 1646-399 «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка». Масштабное строительство требовало привлечения большого количества рабочих рук. Из Владивостока были переведены предприятия Наркомфлота, Наркомрыбпрома и главный подрядчик – трест «Дальстрой» НКВД. Трестом были учреждено «Строительство № 213». Основной рабочей силой являлись заключенные. Перед началом войны в Находке и в частности в районе озера «Соленого, на территории в 1835 гектаров были четыре лагеря с пятью тысячами заключенных. Еще до войны в Находке были построены: бетонные завод, механические мастерские, комплекс жилых и бытовых зданий на мысе Шефнера, так называемый Административный городок, проложена автомобильная дорога до мыса Астафьева, где появились два временных деревянных причала «Дальстроя». Углублением бухты занимались специализированные суда треста «Дальтехфлот», в то время называвшийся Морским отделом 2-го района «Строительства № 201» НКВД. Казалось, еще немного, и порт заявит о своем рождении. Но началась война с фашистской Германией. Строительство законсервировали. Возобновилось оно в 1943 году.

История треста началась с организации в бухте Находка  «Строительства № 6» Наркомата морского флота СССР на основании приказа от 25 апреля 1943 года. Новое строительное подразделение «Строительство № 6» продолжило работы по образованию территории будущего порта. По мере роста объема работ, происходивших изменений в названиях Наркоматов – Министерств, передачи строительства из одного ведомства в другое, изменялись и названия управления строительства. С марта 1944 года «Строительство № 6» именуется Строительной конторой треста «Дальморстрой» Наркомата морского флота СССР. В 1945 году Строительная контора треста «Дальморстрой» была передана Наркомату строительства СССР и стала именоваться как «Особая строительно-монтажная часть № 7 Дальвостокпромстроя» на основании совместного решения Наркомата морского флота СССР и Наркомата по строительству СССР от 13 августа 1945 года за № 295-419.

В 1946 году Особая строительно-монтажная часть № 7 была переименована в Военно-морское управление № 7» Министерства строительства военных и военно-морских предприятий СССР на основании приказа Министра строительства военных и военно-морских предприятий СССР № 101 от 20 апреля 1946 года.

В 1949 году Военно-морское управление № 7 под названием «Строительный трест № 7» был передан в ведение Главного управления районов Сибири и Дальнего Востока Министерства строительства предприятий машиностроения СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 997 от 9 марта 1949 года и приказами Министра строительства предприятий машиностроения СССР № 3 от 14 марта 1949 года и № 18 от 28 марта 1949 года.

В 1953 году Строительный трест № 7 передан в ведение Главдальпромстроя Министерства строительства СССР под тем же названием в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР  № 930 от 20 марта 1953 года и приказами Министра строительства СССР № 6 от 30 марта 1953 года и № 23 от 7 мая 1953 года.

В 1954 году Строительный трест № 7 передан в ведение Главморстроя Министерства транспортного строительства СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров № 1723 от 14 августа 1954 года и приказом Министра транспортного строительства СССР № 3 от 19 августа 1954 года.

В 1957 году трест «Дальморстрой»  Министерства транспортного строительства СССР и специализированный  трест «Дальспецгидрострой» Министерства строительства предприятий машиностроения СССР объединяются под общим названием – трест «Дальморгидрострой» Министерства транспортного строительства СССР на основании Постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1957 года и приказа Министерства транспортного строительства № 176 от 24 июля 1957 года.

В 1959 году  в трест «Дальморгидрострой» входит трест дноуглубительных работ бассейна Тихого океана «Дальтехфлот» со всеми подразделениями согласно приказа Министерства транспортного строительства   за № 262 от 24 сентября 1959 года,

С входом «Дальтехфлота» в состав треста «Дальморгидрострой», он приобретает основные структурные очертания, которые будут сохраняться им на протяжении всей его деятельности. Это 10 строительных и специализированных управлений, в том числе технический флот в  количестве 71 единиц, 5 промышленных предприятий, автобаза, управление механизации, мореходная школа технического флота, учебный комбинат для подготовки кадров строителей, жилищно-коммунальная контора и другие службы.

Трест «Дальморгидрострой»  был одним из крупнейших высококатегорийных трестов Главморречстроя Министерства транспортного строительства, осуществлявший строительство новых и реконструкцию существующих морских портов и баз, судоремонтных заводов и других комплексов и уникальных сооружений, предназначенных для обслуживания морского транспортного и рыбопромышленного флота на Дальнем Востоке. Первыми строителями в бухте Находка были заключенные и японские военнопленные. Труд заключенных и японцев использовался практически на всех стройках в порту и городе. Кроме этого их использовали на погрузке и выгрузке судов и других тяжелых работах. Позже основной рабочей массой были обычные гражданские лица. Личный состав треста «Дальморгидрострой» пополнялся в основном из лиц, принятых по вольному найму, по общественному призыву и организационному набору и привлекаемых молодых специалистов-строителей. Численность работающих в тресте в различные годы составляла от 4 до 8 тысяч человек.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ТРЕСТОМ «ДАЛЬМОРГИДРОСТРОЙ» в заливе НАХОДКА

Основными  заказчиками подрядной деятельности треста «Дальморгидрострой» были  ведомства и организации Минморфлота СССР, Совета Министров РСФСР, Минрыбхоза СССР, Минвнешторга СССР, Минобороны СССР, Министерства мясной и молочной промышленности СССР, Минтяжстроя  СССР, Минстроя  СССР, Мингазпрома СССР, Минтрансстроя СССР и других. Коллектив треста вел строительство по всему Дальнему Востоку – создавал порты, причалы, заводы, жилье и многое другое. Самая большая заслуга коллектива – строительство  города –порта Находка. Первым заказчиком треста «Дальморгидрострой» бесспорно было Министерство морского флота, а первыми объектом строительства стал торговый порт.

ТОРГОВЫЙ ПОРТ

Начатая реализация проекта строительства порта, утвержденная в 1941 году, была приостановлена с началом войны. В 1943-1946 годах в планы строительства предприятий в бухте Находка вносятся дополнительные коррективы: В целях ускорения переработки импортных грузов первоочередной задачей правительство ставит ввод в строй восьмого, девятого, шестого и седьмого причалов торгового порта, начатых еще до войны. 1947 год – год сдачи в строй первой причальной линии является годом рождения торгового порта. Строительство торгового  порта  продолжалось почти 20 лет. С введением в 1969 году строй второй очереди строительство Торгового порта считалось завершенным. На Дальнем Востоке построен крупнейший морской торговый порт, имеющий 20 глубоководных причалов с современной механизацией, большим разветвлением железнодорожных путей и значительными складскими площадями для хранения грузов. Ввод в эксплуатацию морского торгового порта Находка обеспечил перевалку разнообразных народнохозяйственных грузов для быстроразвивающихся районов Дальнего Востока, Сахалина, Магадана, Камчатки, Арктики. Одновременно осуществлена долгожданная мечта о создании на востоке нашего государства морского порта для переработки внешнеторговых грузов.

  ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ

Еще одним мощным объектом Министерства морского флота, строительство которого вел трест «Дальморгидрострой», был порт Восточный, расположенный в бухте Врангеля. Бухта Врангеля является идеальной гаванью с естественными глубинами, на фарватере достигающими 22 метров, что позволяет свободно заходить в нее крупным судам водоизмещением до 150тысяч тонн. Она не замерзает даже в самые суровые зимы. В Находке, в 30 км от бухты, имеется ветка Транссиба. Эти обстоятельства и стали причиной принятия решения о строительстве там мощного, в перспективе самого крупного  торгового порта. 5 ноября 1970 года в 16 час. 15 минут произведен первый взрыв в бухте Врангеля, который взметнул в воздух 20000 кубометров грунта, началось образование территории причала.

Леонид Ефимиков

«Восточный порт»

   Моему комсомолу посвящается

Здесь первый взрыв, раздвинув горы,         заговорила вся страна.

начало стройки известил,                         И Всесоюзной комсомольской,

и на безлюдные просторы                          ударной стройкой названа.

пришел их новый властелин.                    Стучат колеса по России

Девятым валом пятилетка вдруг            на самый край родной земли;

разбудила берега:                                         стучат, гудят стальным призывом:

здесь будет порт - на карте метка         «Даешь к причалам корабли!»

отныне встала на века…                           Палатки. Первые бараки,

Лязг гусениц и рев моторов                        столовая и магазин,

пронзили воздух голубой,                            движки стрекочут в полумраке,

упрямясь, отступали горы                        мерцает в лампах керосин.

и исчезали под водой.                                  Дожди зарядом на неделю,

Дорога. Пыль висит туманом,                 туманы ползают в горах,

сплошной поток седых машин,               зимой морозные метели

вонзились в небо, стрелы кранов             гуляют на семи ветрах.

уставились на этажи.                              Порой тайфуны, налетая,

По косогорам ЛЭП шагает,                     все рушат на своем пути

встают пролеты на быки,                       и так округу заливают,

все глубже в твердь  земли вонзают      что ни проехать, ни пройти.

бульдозеры свои клыки.                             Чего таить, такую  участь

Вдоль створной линии кордона               не каждый мог перенести.                                         

пакет к пакету мерный шпунт              Кто духом слаб, тот шел в

с  утра до ночи в ритме ровном                              «текучесть»:

копрами погружают грунт.                    безвольным честь в хвосте плестись.

Земполотно. Машиных рейсов               Шел комсомол творить идею,

как заводная карусель.                             Неся невзгоды на плечах.

За шпалой шпала, звенья рельсов          Летели дни те, как метели

ложатся змейкой в параллель…           Вставала стройка на глазах…

Начало есть. Газетной строчкой

 

Это небольшой отрывок из поэмы Леонида Иосифовича Ефимикова, бывшего управляющего трестом «Дальморгидрострой» в период с 1975 по 1984 годы. В Находке и Приморском крае Леонида Иосифовича знали как замечательного строителя, высокого профессионала своего дела, организатора и руководителя крупнейших строительных предприятий, в том числе и  треста «Дальморгидрострой». Начинаются работы по строительству первого пускового комплекса, включающего причал № 11, где предполагалась переработка лесных грузов. 17 апреля 1971 года сооружение нового глубоководного порта на Дальнем Востоке официально объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В декабре  1973 году у первого причала отшвартовался теплоход «Шадринск». Через два года здесь вступил в строй уникальный, единственный в стране комплекс по переработке технологической щепы производительностью 800тысяч тонн в год. В 1976 году начал работать контейнерный терминал с информационным центром пропускной способностью 70тысяч контейнеров международного стандарта в год, а в 1979 году строители Дальморгидростроя досрочно сдали портовикам первую очередь угольного комплекса проектной мощностью 6млн 240 тысяч тонн угля в год, состоящий из глубоководного пирса для швартовки сразу четырех углевозов и сложнейших береговых сооружений для скоростной разгрузки железнодорожных эшелонов с топливом.  Ввод в строй этого объекта стал окончанием строительства первой очереди порта Восточного.

За достигнутые успехи в строительстве промышленных, гидротехнических и жилищно-гражданских объектов в Приморском крае и досрочный ввод в действие первой очереди Восточного порта строительно-монтажный трест «Дальморгидрострой» Минтрансстроя СССР награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

С вводом в строй второй очереди (конец 1985 года) Восточный порт стал самым крупным в стране по объему ежегодного грузового оборота, пропускная способность возросла более чем в 2 раза. Сегодня Открытое акционерное общество «Восточный порт» является крупнейшей стивидорной компанией на Дальнем Востоке. Обширная, хорошо укрытая гавань, незамерзающая акватория, большие природные глубина и пологие берега создают здесь идеальные условия для стивидорной деятельности. Кроме ОАО «Восточный порт» на территории бухты Врангеля действуют еще несколько стивидорных компаний. Причальный фронт состоит из 17 причалов общей протяженностью 3.5 км с глубинами от 6.5 до 16.5 м. В состав порта входят крупнейшие в России угольный и контейнерный терминалы, лесной терминал.

1971 год. Всесоюзная ударная комсомольская стройка Порта Восточного только начинала свой разбег. Рушатся скалы, пылища столбом, непролазное месиво дорог… Обывателю и сегодня не понять рабочего восторга первопроходцев. Одним из них был КРАЙНЕВ Владимир Иванович. В августе 1971 года он прибыл в бухту Врангеля  в ПСМО-18 - одно из подразделений треста «Дальморгидрострой» Работал сначала главным инженером, затем начальником. Порывистый, быстрый, он и в решениях своих был скор, а порою и крут. Но не резкость, не колючесть были определяющими чертами его беспокойного характера. Гораздо важнее, что он обладал даром и мужеством принимать единолично решения в трудной обстановке, брать ответственность на себя. А перед его коллективом стояли тогда большие и ответственные задачи  по строительству поселка для первостроителей, а самое главное - по сооружению Угольного комплекса. Это сооружение не знает себе равных в стране и является одним из крупнейших в мире. Производительность только двух его судопогрузочных машин 6 млн. 240 тысяч тонн угля в год. Стройка стала его любимым детищем. Много отдано сил и здоровья. В декабре 1979 года первая очередь Угольного комплекса вступила в строй. Правительство по достоинству оценила труд Владимира Ивановича, наградив его орденом Дружбы народов!

Прошли годы. Преобразилась бухта, протянулись на километры причальные линии. Швартуются суда под нашими и зарубежными флагами.

НАХОДКИНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД

Находкинский судоремонтный завод начал строиться в 1948 году. Министерству морского флота нужны были дополнительные мощности по  судоремонту, так как имевшиеся на тот момент судоремонтные заводы во Владивостоке с трудом справлялись с заказами Дальневосточного пароходства и Военно-морского флота. Появление нового мощного завода позволило бы разгрузить их. Судоремонтный завод № 4 (так он назывался первоначально), строился постепенно, с конца 40-х годов и до середины 80-х. Почти каждый год сдавались новые объекты, вводились новые мощности. 20 июня 1951 года начал действовать доковый участок. Этот год считается годом рождения завода. В течение пятой пятилетки принимаются: два механосборочных цеха площадью 5510 и 4788 кв.метров, два причала № 4 и 5 общей длиной 334.7 метров, корпусно-котельные цеха  площадью 5539 и 6007 кв.метров, деревообрабатывающий цех, котельная, блок складов площадью 2300 кв.метров.

При строительстве гидротехнических сооружений НСРЗ были применены новые технологии – подводное гидротурбинное бурение, плавучий кондуктор и вибропогружатель типа ВУ-1,6 для погружения колонн-оболочек, подводные телевизионные установки для обследования качества монтажа подводных частей сооружений.

Для подготовки квалифицированных кадров в 1957 году строится школа ФЗО на 400 мест. На следующий год сдается Заводоуправление и блок механических цехов. К началу семилетки в 1959 году территория завода была окончательно сформирована, обнесена забором, построены проходные, здание ВОХР, столовая на 200 мест. В 1960 году в строй входит большой пирс длиной 137,5 метров. Затем, в 1961 году, начинает работать лесопильный цех. Но одним из самых больших сооружений, построенных на территории НСРЗ, конечно можно считать судоподъемный слип на шесть стапельных мест и грузоподъемностью 2500 тонн, принятый в эксплуатацию в 1962 году. До этого времени в Министерстве морского флота не имелось сооружения, которое могло бы поднять одновременно 6 судов. В 1965 году проводятся работы по установке и введению в эксплуатацию двух плавучих доков грузоподъемностью 4000 тонн и 25000 тонн. В то время плавдок грузоподъемностью 25000 тонн был крупнейшим на Дальнем Востоке. Завод начал осваивать доковый ремонт крупнотоннажных судов. В это время начинается строительство глубоководных причалов и расширение производственной и складской базы. В 1969 году начинает работу блок цехов в комплексе: электроремонтный, экспериментальный, ремонтно-механический. Через год сдан глубоководный причал № 1 длиной 108 метров, а в 1972 годку – склад стали площадью 2040 кв.метров. В последующие годы самыми крупными постройками считались механо-сборочный цех на 10400 кв.м, построенный в 1979 году, и причал доково-ремонтного цеха длиной 140 метров. Окончательную же точку в строительстве Находкинского судоремонтного завода поставил ввод в действие 360 метрового причала № 2 в 1986 году.

РЫБНЫЙ ПОРТ

Вторым заказчиком по очереди, но не по объему строительства, было Министерство рыбного хозяйства. Его объекты строились параллельно с объектами морского флота.  В Находке их было четыре. С развитием рыбной отрасли на Дальнем Востоке понадобились мощные предприятия по перевозке продукции и ремонту флота, а также места его базирования. Первым предприятием, которое начал строить трест «Дальморгидрострой», был рыбный порт. Его день  Рождения – 11 декабря 1950 года с момента сдачи причальной набережной длиной 150 метров. Впервые в СССР была построена набережная уголкового типа из напряженного железобетона. В 1952 году к строительству подведена железнодорожная ветка, построен хозяйственный причал, электролизный цех, котельная. В следующем году в эксплуатацию входят: склад охлаждаемой рыбы площадью 15000 кв.метров, жестяно-баночная фабрика производительностью 360 млн. условных банок в год, склад консервов площадью 15 тысяч  кв.метров,  больничный городок в составе главного корпуса и подсобных строений. При строительстве жестяно-баночной фабрики  впервые на Дальнем Востоке трестом изготовлены и применены безбалочные конструкции здания и железобетонные элементы. Постепенно темпы строительства увеличиваются. В больничном городке Рыбников начинают работу: роддом, поликлиника, инфекционный корпус. Сдается Управление порта, Дом Культуры рыбников, склад генеральных грузов площадью 15400 кв.метров, холодильник на 1211 кв.метров, аммиакохранилище на 30 тонн и это все за период с 1954 по 1956 годы. В  1957 году сдаются в эксплуатацию: причальная набережная длиной 518 метров, база портофлота Рыбного порта, лесобиржа площадью 16227 кв.метров и ряд более мелких объектов. Основное строительство Находкинского рыбного порта завершилось в 1958-59 годах сдачей мелководного причала длиной 242 метра, цеха доработки рыбы, складов соли № 2 и 3 по 4000 кв.метров каждый и склада горюче-смазочных материалов. Но со вновь возрастающими объемами добычи рыбы и морепродуктов построенные мощности быстро устарели. Кроме того, с увеличением тоннажа рыбодобывающего и транспортного флота причалы перестали отвечать необходимым требованиям и встал вопрос о расширении складской базы и углублении причальной линии. В 1965 году трест построил склад охлаждаемой рыбы № 2 площадью 17100 кв.метров. С 1966 года в Рыбном порту г.Находка ведется строительство глубоководной набережной. В период с 1983 по 1990 год были реконструированы три причала общей длиной 550 метров.

ПРИМОРСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД

Приморский судоремонтный завод отмечает свой день рождения с 01 октября 1957 года, хотя работы по его созданию были начаты еще в начале 50-х годов. 19 сентября 1957 года было подписано Постановление Совета народного хозяйства Приморского экономического административного района за № 42 об организации судоремонтного завода в г.Находка с 01 октября 1957 года. В этом же году принимается совместная с рыбным портом достроечная набережная длиной 518 метров. Строительство предприятия велось до 1986 года. С нуля был построен один из самых мощных судоремонтных заводов рыбной промышленности на Дальнем Востоке. В состав завода вошли: слип с комплексом объектов грузоподъемностью 2000 тонн, доковый и такелажный цеха (1958); корпусно-котельный цех со складом стали, деревообрабатывающий цех, железнодорожная ветка, котельная (1959); блок механических цехов, кислородная станция, склады карбида, химикатов, ГСМ (1960); модельно-шлюпочный цех (1961); Управление завода, кузнечный, трубопроводный, гальванический, медницкий, жестяницкий цеха, компрессорная станция (1962); литейный цех, ацетиленовая станция (1963); мото-ремонтный цех(1964); правая стапельная площадка слипа  на шесть мест (1965); деревообделочный цех, инженерный корпус (1967); блок докового цеха № 2 (1968); корпусно-котельный цех (1969); блок ремонтно-механических цехов главного энергетика в комплексе (1970); раскроечно-заготовительный цех со складом стали (1971); блок цехов мотороремонтного предприятия (1973); достроечный цех (1978). Кроме этого было построено свыше 3000 метров достроечной набережной, установлены два плавучих дока в 1964-65 годах грузоподъемностью 2500 тонн каждый. В 1967 году установлен третий плавучий док грузоподъемностью в 6000 тонн, а в 1970-71 годах еще два плавучих дока грузоподъемностью по 27000 тонн каждый и один 8500 тонн. Для швартовки этих доков были построены специальные пирсы. В то время в промышленном строительстве трест стал широко применять напряженные железобетонные конструкции. В покрытиях цехов  и складов стали применяться 18 и 24 метровые напряженные железобетонные фермы, балки, подстропильные элементы,  железобетонные плиты. Освоены и стали применяться напряженные 14-метровые сваи. Все это позволило тресту довести пролеты цехов до 24 метров с 12-метровым шагом колонн. Пример тому – доковый цех Приморского завода. Завершающей фазой строительства основных объектов завода стало возведение двух мощных причалов №1 и 2, построенных специально для ремонта рыбообрабатывающих плавучих баз, в 1984-86 годах.

БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА

Очередным предприятием, которое построил трест «Дальморгидрострой» для рыбной промышленности, стала База активного морского рыболовства в городе Находка. В 1956 году БАМР переводят из бухты Преображение в бухту Находка. Тогда же приступают к работе судоремонтные мастерские, котельная, склад промышленного снаряжения и Управление базой, временные металлические пирсы № 1-4. Для ремонта тралов в 1957 году строится сетепосадочная мастерская. Активно начинает вестись строительство набережной и капитальных пирсов. Всего в период с 1957 по 1965 годы было построено шесть пирсов для отстоя судов базы, сооружена 112-метровая набережная траулеров (1966). В том же году начинается строительство собственных ремонтных предприятий. В 1971 году сдаются: блок механических и корпусных цехов, склад генеральных грузов. В 1973 году вошел в эксплуатацию ремонтно-строительный цех БАМРа, принимается достроечная набережная. В 1982 году трест устанавливает в Базе плавучий док грузоподъемностью 8500 тонн. «Дальморгидрострой» для БАМРа, имеющего самый мощный флот на Дальнем Востоке и работающего  практически на всей акватории Тихого океана и за его пределами,  построил мощную радиопередающую станцию недалеко от Находки (1978-80 годы).    

НЕФТЕБАЗА

Постановлением Совета Министров СССР № 1020-442-с от 25 августа 1959 года в заливе Америка (Находка) было решено построить Приморскую водно-железнодорожную перевалочную нефтебазу в городе Находка для улучшения снабжения нефтепродуктами жителей Камчатки, Сахалина, Курил, Чукотки и Магаданской области. База строилась по заказу Главного управления по транспорту и снабжению нефтью и нефтепродуктами при Совете Министров РСФСР. Строительство нефтебазы началось в 1962 году. Для этого должно было потребоваться большое количество железобетонных конструкций и строительного материала.  Трест построил промышленную базу на мысе Шефнера и ввел в действие мощный каменный карьер «Брат» на 132 тысячи кубических метров щебня в год для  обеспечения бутовым камнем и щебнем производство железобетонных конструкций. Первая очередь Нефтебазы была построена в рекордно короткий срок- пять лет. В 1967 году были приняты Государственной комиссий 95 тысяч кубических метров емкостей под нефтепродукты, сдана первая очередь нефтепирса, причал портофлота и мелководный причал. При строительстве глубоководной части нефтяного пирса применены наряженные колоны-оболочки диаметром 1,6метра длиной 32 метра. В 1968 году были готовы к эксплуатации семь открытых бетонных площадок для хранения фасованных нефтепродуктов площадью 2625 кв.метров. Вторая очередь Нефтебазы была принята в 1970 году: протяженность пирса составила 518 метров, а объем нефтепродуктов, который мог храниться на Нефтебазе, составил бы 262 тысячи метров кубических. В декабре 1973 года Находкинская нефтебаза переименована в Нефтеналивной торговый порт. Основное строительство на этом завершено, но вплоть до 1991 года трест продолжал ряд работ на территории Нефтебазы. Были построены: База затаривания нефтепродуктов (1984); отстойный причал Нефтепорта (1987-89); установка учебно-тренировочного судна »Аракс» Приморского морского пароходства (1989).

ГОРОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Такая мощная организация как трест «Дальморгидрострой» не могла не участвовать в городском строительстве. Практически 90% всех городских административных, культурных и бытовых объектов были построены именно им. Это: кинотеатр «Буревестник» на 500 мест, здание Горкома КПСС, Центральная площадь, мебельная фабрика, кинотеатр «Спартак» на 500 мест, комбинат бытового обслуживания, завод безалкогольных напитков, хлебозавод, гостиница «Восток», Дом Советов, кинотеатр «Волна», административное здание КГБ, гостиница «Находка», широкоформатный кинотеатр «Русь» на 800 мест, детская больница на 120 коек, центральный универмаг на 200 мест, молокозавод, мясокомбинат, профилакторий «Меркурий», радиотелевизионная станция. Кроме этого трестом была построены три очереди городского водопровода и водозабор на реке Партизанской, объездная автомагистраль, позволяющая разгрузить центральную улицу города – Находкинский проспект. Трест провел полную электрификацию города и его предприятий. Также трестом были построены большинство детских дошкольных и общеобразовательных заведений, включая музыкальные школы, Дальневосточное мореходное училище, торгово-кулинарное и музыкальное училища. Это касается и поселка Врангель.

СТРОИТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННОЙ БАЗЫ

Ведя такое мощное строительство, трест не мог не развивать и усовершенствовать свою производственную и промышленную инфраструктуру. Ведущееся  строительство объектов трест обеспечивал необходимым количеством строительных материалов от собственных промышленных предприятий: Кирпичные заводы № 1, 2; Леспромхоз, Лесозавод, Комбинат промышленных предприятий, в составе которого были  шлакоблочный цех, армопенобетонный цех, цех многопустотных панелей перекрытий, мощные каменный и песчаный  карьеры. В последствии построен Дальневосточный судомеханический завод с установленным плавдоком грузоподъемностью 2500 тонн, гараж на 400 автомашин, база механизации на 300 землеройных машин. Кроме этого трест построил для своих нужд ряд культурных, спортивных, образовательных учреждений: Дом Культуры Строителей, клуб «Альбатрос», два пионерских лагеря, спортивный комплекс: стадион, каток и спортзал, плавательный бассейн; учебный комбинат и техническая школа, профтехучилище и комплекс – учебный городок  мореходно-технической школы. Кроме возведения объектов генерального подряда трест «Дальморгидрострой» строил жилье для работников этих объектов. Для каждого предприятия, которое строилось в городе, по плану застройки отводился свой жилой район. Как правило, он находился в непосредственной близости от основного строительства. В начале 80-х годов, когда строительство всех основных гигантов в городе Находка либо было закончено, либо подходило к концу, несколько крупных предприятий треста были перенацелены на строительство в сельских районах: Партизанском, Лазовском, Ольгинском, Тернейском. Это школы, клубы, детские сады, жилые дома, больницы. Трест «Дальморгидрострой» на селе построил  жилья более 36 тыс. кв.метров полезной площади. Для  своих работников трест построил  более 900 тысяч кв. метров жилья как в Находке, так и за ее пределами.

ВСЕГО трест «Дальморгидрострой» построил: 23757 погонных метров причалов, четыре слипа, девять плавучих доков общей грузоподъемностью 77 тысяч тонн, высокомеханизированные установки по перегрузке технологической щепы с пропускной способностью 1 900 тысяч тонн в год, угольный комплекс производительностью 6 240 тысяч тонн в год, контейнерный комплекс с грузовым оборотом 50-70 тысяч контейнеров в год, лесные причалы грузооборотом 330 тысяч кубометров в год, 27 промышленных цехов площадью 198 756 кв.метров, 33 складских объекта площадью 318,1 тысяч кв.метров, 17 школ на 12630 учащихся, 6 больниц на 1630 человек, 21 детский сад на 4728 мест, 9 кинотеаторов и клубов на 4430 посадочных мест, 777460 кв. метров жилой  площади, жестяно-баночную фабрику в г.Находке   и много других объектов.

За высокие производственные показатели во Всесоюзных соревнованиях коллектив треста «Дальморгидрострой» 19 раз отмечался призовыми местами среди строителей Минтрансстроя,

- 5 раз присуждалось переходящее Красное Знамя коллегией Минтрансстроя,

- в 1972 году коллектив треста занесен в книгу Трудовой Доблести Приморского края,

- в 1973 году коллектив треста награжден  Дипломом Главного комитета ВДНХ,

- в 1975 году коллектив треста награжден Почетной грамотой Президиума ВЦСПС,

- 12 раз коллектив треста награждался Почетной грамотой Дорпрофсожа,

- В 1979 году коллектив треста Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени.

К А Д Р Ы

В послевоенные годы строительство новых дальневосточных портов приобретало первостепенное значение. Специалистов гидротехнических сооружений не хватало. Распределение каждого выпускника утверждалось министром. В 1950 году получили назначение в Приморье выпускники Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева Валентина Федоровна и Борис Петрович РОГАЛЕВЫ, которые стали первыми послевоенными обладателями дипломов инженеров-гидротехников. В то время это - событие исключительной важности. Рогалевы проработали в разных стройуправлениях треста 75 лет на двоих. Они стали участниками и свидетелями всех больших и малых событий прославленного «Дальморгидростроя», внеся свой вклад в созидание города – порта Находки.

Борис Петрович зарекомендовал себя грамотным, творчески мыслящим инженером, его способности как инженера-гидротехника проявились при строительстве портовых сооружений Дальнего Востока (Де-Кастри, порт-пункт Пластун, Советская Гавань и другие). РОГАЛЕВ Б.П. постоянно занимался вопросами внедрения новой технологии и механизации в строительстве. За осуществление технических решений при строительстве лесного района Находкинского торгового порта в 1969 году ему была присуждена Государственная премия ЦК КПСС и Совета Министров СССР и в 1971 году его самоотверженный труд при строительстве молодого города отмечен орденом «Знак Почета»,  в 1972 году за строительство причалов уголкового профиля он награждается бронзовой медалью ВДНХ, в 1973 году – золотой медалью ВДНХ за технологию укладки водопроводного дюкера через бухту Находка  на глубине 14,5 метров.

Самоотверженный труд Валентины Федоровны РОГАЛЕВОЙ  при строительстве объектов рыбного порта и Находкинского судоремонтного завода также отмечен Правительством: в 1977 году ее наградили медалью «За трудовое отличие». Первым управляющим трестом «Дальморгидрострой» был Шаген Артемович Сафаров – грамотный специалист, волевой человек,  первостроитель города.

Успешное строительство каждого объекта определяет добросовестный, творческий труд десятков и сотен коллективов, больших и малых. И ведущая роль по праву принадлежит самым многочисленным среди них – бригадам. Приморские стройки во многом обязаны своими достижениями бригадирам – отличным организаторам строительного производства, равно как  и они благодарны стройке за то, что нашли здесь свое призвание, уважение, почет.

Созданная в 1956 году из числа комсомольцев и молодежи, прибывших в Находку по призыву партии и правительства по комсомольским путевкам из Владимирской области,  бригада каменщиков депутата Верховного Совета СССР, Героя  Социалистического Труда, Почетного гражданина  города Находка Гурия Петровича Крылова  немало сделала для того, чтобы город стал таким, каким он есть сегодня. Опыт работы партгруппы этой бригады  по организации  социалистического соревнования, повышения роли и ответственности производственных звеньев, улучшению качества работы, укреплению трудовой дисциплины, каждодневному росту трудовой и общественно-политической активности людей обобщен и распространен в строительстве. Этим прославленным коллективом под руководством целеустремленного, упорного, трудолюбивого вожака почти за 50 летний период работы возведены коробки 160 объектов  культурно-социального и промышленного назначения, жилых домов, школ, детских садов.  В 1990 году  при строительстве  жилого дома автобазы треста заложен 60-ти миллионный кирпич. 

Гурий Петрович Крылов – представитель того послевоенного молодого поколения, которое восстанавливало разрушенное войной народное хозяйство и поднимало новые стройки на Востоке страны.

Трудовая биография Тыртышного Владимира Степановича крепким морским узлом связана с городом Находка с 1954 года. Военная профессия – водолаз очень пригодилась при строительстве молодого порта. Фундамент глубоководного порта – это сотни, тысячи железобетонных опор под многометровым слоем океанской воды.  Работа круглый год, при любой погоде. А ведь море – это и шторм, и лед, и ветер… Вот тогда то и наступило время Владимира Тыртышного, точнее, для братьев Тыртышных – Владимира и Александра – и еще одного водолаза из этой бригады – Всеволода Титиевского, это время исчисляется вполне конкретно: двадцать тысяч часов под водой. Три водолаза. Три богатыря. Каждый день – риск. Каждый день – подвиг. 30 лет  проработал Тыртышный В.С. водолазом, овладел всеми видами подводно-технических работ, стал водолазом-универсалом. Он впервые в водолазной практике применил шаблоны для подводных работ в условиях невидимости, равнение каменных постелей с помощью гидромониторов. На счету водолазной станции, руководимой старшиной Тыртышным В.С., рыбный и торговый  порты, нефтебаза, Приморский судоремонтный завод, порт Восточный и многие другие важнейшие объекты.

Родина высоко оценила труд Тыртышного Владимира Степановича: он удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он награжден орденом «Знак Почета». За большой вклад в строительство лесного района Находкинского морского торгового порта ему присвоено звание Лауреата премии Совета Министров СССР.

ДАЛЬТЕХФЛОТ

Большой вклад в гидротехническое строительство внесло специализированное управление «Дальтехфлот», которое  было было создано Постановлением Государственного комитета обороны СССР в 1943году. История «Дальтехфлота» неразрывно связано с историей освоения и развития Дальневосточного экономического региона России. Географическое положение Дальневосточного региона и развивающиеся международные отношения требовали создания дноуглубительного флота по обеспечению свободного прохода морских судов через лиман реки Амур в Охотское и Японское моря, а также создания необходимых глубин в портах для строительства причалов, доставки снабжения и укрытия судов. В годы Великой Отечественной войны техническому флоту была поставлена задача – создание безопасного плавания судов всех классов на подходах и в акваториях портов Сахалина, порт-Артура и порта Дальний. При участии судов «Дальтехфлота» были построены торговые, рыбные, лесные порты, судоремонтные заводы различных ведомств, рыболовецкие базы, базы оборонного значения, котлованы под доки и подходные каналы. География работы судов предприятия обширна: это Сахалин, Курилы, Камчатка, Татарский пролив, Николаевск-на-Амуре, Славянка и Посьет (самый южный залив нашей страны), порт Восточный.

СОВРЕМЕННЫЙ «ДАЛЬТЕХФЛОТ» – это единственное специализированное предприятие на Дальнем Востоке, имеющее в активе уникальные специализированные мощности и грамотный квалифицированный персонал, выполняющий полный комплекс гидротехнических  работ на реках и на море, включающий разработку и производство дноуглубительных, подводно-технических, гидромеханизированных и горнопроходческих работ при  строительстве портов. Предприятие располагает причальной линией 200 метров и имеет хорошую транспортную доступность, характеризующуюся наличием железнодорожной ветки и автомобильной дороги. «Для того, чтобы оценить созданное, надо было видеть прошлое», - говорил в свое время начальник «Дальтехфлота» Константин Яковлевич Бондаренко. В 1944 году  приказом  Наркома морского флота  он был назначен начальником треста «Дальтехфлота» в Находке (ранее в период с 1927 по 1941 годы работал на руководящих должностях Ростовского  морского торгового флота, Управлении технического флота Азовского  моря «Азовфлот», Управлении Рейдового технического флота «Рейдфлот» в г.Астрахани). Работая в этой должности до 1959 года, много сил и энергии отдал  Константин Яковлевич становлению Дальневосточного технического флота и укреплению его коллектива. В 1951 году Постановлением Совета Министров СССР  Бондаренко К.Я. присвоено персональное звание – генерала-директора технического флота III ранга. В ноябре 1959 года в связи со слиянием трестов «Дальморгидрострой» и «Дальтехфлот»  Бондаренко К.Я. был назначен  заместителем управляющего треста «Дальморгидрострой» по техническому флоту. Умелое хозяйственное руководство, постоянный учет перспектив дальнейшего строительства в Дальневосточном бассейне, постоянная поддержка всего нового и передового, правильно поставленная работа с кадрами – залог успешной работы  всего коллектива, в результате работы которого бухта Находка преобразилась в прекрасный порт. Под его руководством славный коллектив дноуглубителей вписал яркую страницу в летопись трудовых достижений транспортных строителей. С 1966 года по 1984 годы работал старшим инженером производственного отдела по флоту «Дальтехфлота», являясь пенсионером республиканского значения.  За период своей деятельности Бондаренко К.Я награжден орденом  «Красного Знамени», двумя орденами «Красной Звезды», девятью медалями, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР,  двумя значками «Почетному работнику морского флота».

В 1967 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Находка».

В 1986 году  коллектив «Дальтехфлота» увековечил память о Бондаренко Константине Яковлевиче, назвав его именем морской буксир.